Уникальное ремесло

 

 

Наши предки уже на ранней стадии развития человеческого общества пытались использовать природу для своих нужд. Они подвергали природные материалы обработке с помощью каких-либо приспособлений, инструментов, физических процессов, например, горения, и в результате из их рук выходит совершенно новое изделие, порой отличающееся от первоисточника своими физическими свойствами, предназначением, использованием. Человеческая фантазия не знает границ и может побудить любого из нас, обладающего творческим переосмыслением действительности, к занятиям с любыми природными материалами. Так человек освоил плетение из ветвей дерева, из травы, длинных листьев, ткачество из волокон растений и шерсти животных, лепку из глины, выплавку стекла, металлов, обработку дерева…

Так рождались ремесла — рукоделие. Вот и наши предки, отдыхая от весенне-летних трудов праведных на полях, лугах и огородах, долгими осенними и зимними вечерами занимались рукоделием. Причем, не только женщины. Они больше вязанием, ткачеством да шитьем занимались. А мужчины и лапти сплетут, посуду из глины слепят, сапоги стачают, лошадь подкуют. Со временем люди поняли, что совсем не обязательно все самому делать: и шить, и плести, и выпиливать. Появились настоящие умельцы своего дела. Мастера, да и только!

Вот им — мастерам, хранящим, возрождающим народные ремесла на нашей Воротынской земле, и посвящаем мы новую рубрику. Надеемся, что читатели подскажут нам их имена и адреса, а мы расскажем о них на страницах газеты.

Кстати, рукоделие помогает умственному развитию человека, особенно в юном возрасте. Вы обратили внимание, как часто воспитатели детских садов рассказывают о значимости развития мелкой моторики? Старики считали, а современные ученые подтвердили, что чем больше человек упражняет руки тонкой работой, тем умнее и мудрее он становится! Между мелкими движениями пальцев и развитием мозга существует связь. Особенно полезно упражнять руки лепкой, вышиванием, выпиливанием, собиранием конструктора, резьбой по дереву, работой с соломкой, полосками бумаги — всё это не просто интересно и увлекательно, но и очень полезно для развития!

Перебирая документы XVIII-XIX в.в., старые книги, слушая воспоминания старожилов, обратил внимание, что ремесел, которыми бы занималось значительное число жителей села и деревни, у нас не было. Существовали скорее подсобные промыслы, а ремесло как мелкотоварное производство полноценного развития не получило, здесь сказался уровень земледелия: достаточно плодородная почва, обилие лугов, Волга, Сура, малые реки давали простор для традиционных занятий — сельское хозяйство, садоводство, рыболовство и промыслы, связанные с рекой, обеспечивали крестьянские семьи. Гончарное, кузнечное, ткацкое дело давало лишь небольшой дополнительный доход — не более того. А вот благодаря обилию лесов, плотницкое дело было поставлено на широкую ногу: редко бывало, что какой-либо из мужиков не умел срубить ну уж если не дом, так баню, амбар или какую-нибудь другую хозяйственную постройку. А окна на улицу глядели резными наличниками. Они до сих пор украшают дома наших сел и деревень. Кто-то умудряется приспособить старые наличники к новым пластиковым окнам. Понимают хозяева, что без этого украшения дом не улыбается.

Так уж повелось, что ремесла со временем разделились на мужские и женские. В принципе, деления и не было, просто так сложилось, что мужчины занимались рукоделием, которое требовало большей силы и выносливости, а женщины — работой, требующей терпения, изящества. К «мужским» ремеслам относились резьба и роспись по дереву, кузнечное дело, плетение из бересты. А к женским — ткачество, шитье, вышивка и вязание. Только сегодня можно встретить женщину-кузнеца, а среди портных, или как их называют на иностранный лад — кутюрье, так и вовсе мужчины лидируют. А плетением и вязанием (видели финскую мужскую команду по кёрлингу?) с равным успехом занимаются и те, и другие.

Вот и сегодня наш рассказ о мастере, который осваивает уникальное ремесло — рогозо- плетение.

Знакомьтесь, Сергей Валерианович Зайтов. Живет он в пос. Лысая Гора. Здесь прошло его детство, после школы, как многие его сверстники, подался в город. А потом жизнь круто повернула, и он снова приехал в родительский дом. Домашнее хозяйство — огород, живность —  дают возможность жить на селе. Только Сергей — человек творческий. Художественная жилка, перешедшая от матери — Евгении Тимофеевны и отца — Валериана Филипповича, не сгинула. Сергей с детства перенимал их навыки и умения, учился у них вязать, плести корзины. Он и в городе работал художником-оформителем и даже освоил профессию по художественной окраске автомобилей. Вот и вернувшись на родину, не хотелось опускать руки, тем более, если они из правильного места растут. Из рук Сергея выходили и изящные корзинки из лозы, и разноцветные шали. Свое творчество он демонстрировал на выставках и конкурсе «Таланты земли Воротынской» в районном центре, на празднике чувашской культуры «Питрав-Пуххи». Имеет награды — грамоты, дипломы.

И вот теперь — новое занятие. Интересуюсь: давно ли осваивает новое ремесло?

— Второй год, — говорит Сергей. — Первые изделия можно назвать пробниками, ученичеством. Однако они понравились моим родственникам. Вот и получилось, что большинство прошлогодних изделий раздарил, немного продал. Появилось желание делать более крупные вещи. Простое увлечение постепенно перерастает в серьезное занятие.

И мастер начинает демонстрировать свои произведения, которые заслуживают высокой оценки самых искушенных ценителей народного творчества. Он раскладывает и развешивает рукотворные ковры, расставляет вазы и шкатулки, тапочки и сланцы, шляпы и кепки, сплетенные из листьев камыша. Да-да, камыша, которого так много по берегам наши речек и озер. Сергей утверждает, что овладеть этой техникой может как взрослый, так и ребенок. Было бы желание.

— Ну, одного желания здесь явно мало, нужно то самое художественное чутье, вкус.

Сергей соглашается:

— Узоры ковров и панно рождаются в голове, а потом косички свиваются, скручиваются в завитки и розетки, рождается орнамент. Мечтаю о большом ковре, которым бы могли любоваться люди — в просторном фойе, холле. Вот предложили устроить выставку в сельском клубе: это хорошо, конечно, но хочется, чтобы эти вещи увидели не только односельчане, а и другие люди. А вдруг кому-то захочется заняться этим делом, и тогда у меня появятся единомышленники, с которыми можно и опытом поделиться, и обменяться новыми идеями.

— Представим, что читатели заинтересовались, появилось желание попробовать. А с чего надо начать? И какие качества важны для мастера рогозоплетения?

— Первым делом материал приготовить нужно. А его у нас в районе предостаточно.  Заготавливаю осенью — в сентябре после окончания огородных сельхозработ. В болотных сапогах длинным ножом срезаю камыш под водой, сушу. А потом из листьев плету косички по 20-30 метров. Толщина их может быть разной, в зависимости от вещи, которую предполагаешь сплести. Днем плету косички, а вечером сворачиваю их в завитки, укладываю в замысловатые узоры, сшиваю их для прочности. Приспособлений никаких не нужно, только длинная толстая игла и капроновые нитки или леска.

Конечно, эта работа требует и терпения, и усидчивости. Ведь на один коврик надо изготовить до ста метров веревки, сплетенной из листьев. А это колоссальный труд.

Жена Наталья Алексеевна поддерживает меня в этом деле, не возражает против моих увлечений.  Попросила вот сланцы сплести. Красивые получились. И на ноге легко, и подошву массажируют.

А вот шляпы и бейсболки будут хороши в жаркую пору. Ведь камыш хорошо впитывает влагу, голова не перегреется и меньше потеть будет.

Рассматриваю изделия и соглашаюсь, что эти творения рук человеческих должны увидеть люди.

— Коврик может прослужить лет десять, а панно или ваза — и того больше, — говорит Сергей. — Собрал летом гербарий, засушил, поставил в вазочку — красиво и глазу приятно.

По мере освоения ремесла появляются хитрости: так, например, одну сторону ковра можно сделать светлой, а другую — темной.

Прощаясь, Сергей продемонстрировал технику плетения косички. Соглашусь, что ничего особенного в этом нет. Кроме желания творить и дарить людям радость общения с рукотворной красотой.

Надеемся, что это желание у Сергея Зайтова не угаснет, и воротынчане воочию познакомятся с техникой рогозоплетения, а может, кто-то еще попробует освоить плетение не только из листьев камыша, но и из настоящего рогоза, которого на наших реках, озерах и болотцах также много.

Одно из перспективных направлений развития нашего района — туризм. Однако туризм трудно представить без народных промыслов, ремесел. Турист едет не только за «селфи» на фоне наших памятников и природных красот, но и за впечатлениями от знакомства с людьми, мастерами, умельцами. И будет еще лучше, если он сам попробует что-то сделать своими руками.

Воротынский район не обделен природными материалами: есть дерево, высококачественная глина. Нужен центр, объединяющий мастеров, поддерживающий их инициативу и творчество.

Александр ДЮЖАКОВ, фото автора