Наше село Кекино тогда ещё Курмышского района располагается на берегу чистой и красивой речки Урга. Катит она свои тихие и чистые воды среди лесов и заливных лугов. Спасибо предкам за такое место основания нашего села! Жили в нём добрые и работящие крестьяне колхоза «Победа пахаря», который был образован в 1932 году. Они спокойно работали, растили хлеб, играли свадьбы, воспитывали детей.
И вдруг в эту мирную жизнь в июне 1941 года врывается страшное слово — «Война!»
За 3 дня село обезлюдело.
Около 140 мужчин ушли на фронт за годы войны 1941-1945 г.г.
Сколько жён и невест
Вслед смотрели тогда,
Их любимый ушёл на войну на года.
Сколько слёз пролилось,
Сколько новых кручин,
Сколько наших семей
Потеряли мужчин!
Много ушло на фронт и молодых парней, «не долюбив, не докурив последней папиросы…».
Сколько невест остались без женихов!
Среди ушедших на фронт был и мой отец Иван Михайлович Андреев, 1907 г.р., и его брат Константин Михайлович Андреев, 1911 г.р.

В начале войны отец прислал три письма из Карелии, г. Медвежьегорск. Он писал, что служит вместе с братом и двумя солдатами из села Шокино Ф. Осиповым и А. Рыбкиным. Писал, что идут тяжёлые бои каждый день. Много убитых и раненых. В последнем письме он написал к жене: «Нюра, едва ли останемся мы тут живыми, а вот моя маленькая дочка Таечка (это я, мне был 1 год 4 месяца — Авт.) помнить меня не будет…» Моя мать, Анна Ивановна Андреева, 1908 г.р., приняла бригаду отца и проработала бригадиром до 1950-х годов. В военные и послевоенные годы работали с женщинами, стариками и детьми, голодные и холодные. Про эти тяжелейшие годы написано много, всей стране было тяжело, но дисциплина в колхозе была строгая, и как бы тяжело ни было, ни один гектар колхозного поля не оставался невспаханным, незасеянным и неубранным! Всё было подчинено лозунгу «Всё для фронта, всё для Победы!» Всё могли наши женщины: работать в колхозе и дома, где голодные дети, трудно было запасти дрова и натопить в доме. Возили дрова на салазках, а ребятишки — вязаночками на плечах.
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Но беда стала приходить почти в каждый дом, стали получать похоронки, горький плач раздавался то в одном, то в другом конце села. На нашей улице Ближняя Сверчиха всего-то было 15-17 домов, в 11 из них пришли похоронки и одиннадцать женщин стали вдовами. Я уже писала когда-то об этом, я росла и жила на этой улице, я играла с их детьми, они были моими соседями, я их всех знаю, помню и чту их память. Вот они: Вера Павловна Тарасова, Прасковья Павловна Горбунова, Анна Ивановна Андреева (моя мать — Авт.), Мария Дмитриевна Каталкина, Любовь Ивановна Егорова, Прасковья Григорьевна Тарасова, Евдокия Ивановна Зубкова, Анна Николаевна Долгополова, Прасковья Михайловна Гайнова, Анастасия Михайловна Быстрова, Екатерина Ивановна Ситнова. 11 вдов только по одной улице, а по селу их более 100, а по стране их миллионы! Вот нам и демография!

В первый год войны большинство похоронок приходило с извещением о фронтовике «Без вести пропавший». Нам тоже пришла такая похоронка из Карелии. Мы плакали, молились и продолжали ждать и надеяться на ошибку, но чуда не произошло, а эти погибшие солдаты, как бы чувствуя горе и слёзы семей, в тихом шелесте трав шептали:
Родные, не плачьте,
Без вести мы не пропали,
Мы просто ушли в небеса,
А над зелёными холмами земли
Наши звучат голоса…
Вот и ждали вдовы долгие годы, не стукнет ли дверь или кто постучит в окно, не вернётся ли хозяин в дом? Собираясь иногда после войны на отдыхе в поле, они пели грустную песню о дороженьке, по которой их любимый ушёл на фронт, а заканчивали песню такими словами (наверное, сложили сами):
В это утро снежное, морозное
Быть, наверное, схватке огневой.
Я тебе перевязала раны бы,
Из огня бы вынесла тебя!
Да, всё они могли бы, наши женщины, а кто знает, сколько они пролили по ночам слёз в холодную вдовью подушку, как они мысленно заклинали:
Возвращайся домой,
Хоть без ног, хоть без рук,
Но вернись к нам живой.
Не вернулись…
Прошли долгие годы войны, наступила долгожданная Победа в мае 1945 г. Страна стала подниматься из руин и пепла, стала улучшаться и жизнь нашего села. В 1957 г. нам провели радио и в этом же году нас, всё зауржье, присоединили к Воротынскому району, а в марте 1963 года в наших домах загорелись электрические лампочки. Это было великое счастье.

К 20-летию Победы в 1965 году в нашем селе открыли памятник погибшим воинам. Установили его возле магазина. Пришло всё село: вдовы, уцелевшие фронтовики и их дети. Всё было торжественно. Я зачитала 88 фамилий и имён погибших воинов, а в заключение слова Р. Рождественского: «О тех, кто уже не придёт никогда, заклинаю — помните». Некоторые женщины опускались на колени, молились и плакали, молились и плакали… Бог и природный ум помогли этим женщинам выстоять и не сломаться. В 1970 году памятник перенесли к Дому культуры, правление колхоза всегда приглашало вдов на праздник Победы вместе с фронтовиками. Эти женщины воспитали достойных детей — трудолюбивых и дисциплинированных, которые потом влились в рабочий класс нашей страны.
Дядя Костя, брат отца, к счастью, остался жив. Он пришёл домой весь израненный в конце 1943 г. и рассказал, как погиб отец. Шёл тяжёлый бой, ему попали разрывные пули в обе ноги. Санитаров нигде не было. Дядя Костя своей рубашкой, как мог, перетянул ему раны и понёс его к озеру, которое надо было переплыть, чтобы попасть к своим. Сил не было, отец попросил его оставить: «Вместе нам не спастись, спасайся сам, может быть, останешься жив, вернёшься домой и расскажешь, как я погиб». Дядя Костя поцеловал его, заплакали оба, ведь это было живое расставание. Дядя Костя провоевал до конца 1943 года, несколько раз был ранен, его демобилизовали по ранению. Работал в колхозе, стал из-за ранений часто болеть и умер в 45 лет. А отец погиб в Карелии близ города Медвежьегорска в 34 года, но всё равно считался без вести пропавшим. Отец моего свата Владимира Сиволапова Василий Андреевич Сиволапов, 1908 г.р., тоже погиб на войне. У него остались жена и малые дети. Жена Евдокия вырастила детей, проработав всю жизнь в колхозе дояркой за трудодни.

Мой дядя Виктор Иванович Быстров, 1911 г.р., прошёл всю войну и вернулся домой в 1946 году в чине майора.
Много солдат, погибших на войне, остались непохороненными. Царство им всем небесное!

Когда председателем колхоза была Л.В. Еличева, ветеранам и вдовам ко Дню Победы купили подарки: фронтовикам — красивые рубашки, а вдовам — большие цветные платки. Все сели за стол, мы накрыли уставшие плечи вдов платками, выпили они за Победу по рюмочке и спели свои любимые песни: «Катюша», «За грибами в лес девчонки…», «Когда б имел златые горы» и другие. Тех вдов, которые по состоянию здоровья не могли прийти, мы навещали с поздравлениями на дому и дарили подарки. Несмотря на горький вдовий хлеб, они выжили и могли делать всё: ткать, прясть, вязать, шить, запрягать лошадь, косить, пахать, водить трактор (были у нас в селе такие девушки, например, Валя Галушкина). Они могли приготовить ядрёный квас, хмельное пиво, испечь вкусные пироги. Я смотрела на них и думала, что вот на таких людях и держится земля русская, вот такие люди и являются богатым достоянием страны. И хочется про этих всё перенесших, красивых женщин, сказать ласковые слова:
До чего ж красивы женщины России!
Женщины России хороши собой!
И походкой плавной, и улыбкой славной,
Доброю, открытою, щедрою душой!
Все, о ком я писала, жили и работали на своей земле в колхозе «Победа пахаря». Мы, «дети войны», как нас называют, несли всю тяжесть детства вместе с матерями, но о нас, этом военном и послевоенном поколении, почти забыли, вспоминают только о тружениках тыла до 1932 г.р. Я хоть и писала о кекинских жителях, но такая жизнь была у целого поколения детей 30-50-х годов.

Этим несчастным вдовам не было никаких льгот и привилегий, все они получили минимальную пенсию, так как всю жизнь работали за «палочки», за трудодни, начислять им было не с чего, а прибавили к пенсии сельским вдовам погибших воинов в конце 90-х годов, когда их уже практически никого не было в живых. Успокаивает только то, что все они доживали последние годы в семьях своих детей, в заботе и ласке родных и близких.
Уходя на фронт, отец дал наказ жене: «Тебе, Нюра, работать и работать, а детей учи». Мама выполнила наказ отца: моя сестра Людмила получила педагогическое, а я — библиотечное образование. Я проработала в Кекинской сельской библиотеке 40 лет (с 1958 по 1998 г.г.), из них только 4 года — секретарём парторганизации колхоза «Авангард» и по совместительству секретарём парторганизации колхоза «Победа пахаря» до конца 90-х годов. Весь стаж моей работы относится к советскому времени. Основное внимание уделялось пропаганде общественно-политической литературы. Выданы читателям тысячи книг, совместно со школой и ДК проведено много советских праздничных вечеров, встреч поколений, праздников Победы 9 Мая. Я с сотрудниками сельсовета участвовала в торжественной регистрации новобрачных и новорождённых в ДК. На всех мероприятиях была ведущей программы. Даже провожая человека в последний путь, меня просили выступить, и я находила добрые слова сострадания и соболезнования родным и близким. Ведь это были мои односельчане. Также я всегда помогала колхозу в сенокосе, на уборке урожая и в рытье картофеля. Так работали в то время все библиотекари района.

Моя мама дожила до 95 лет в моей семье в заботе и любви всех близких.
8 марта мне исполнится 80 лет. Я живу в своём доме со всеми удобствами, который мы с мужем построили в 1976 году. Мой любимый и дорогой муж Костя умер 15 лет назад, в 2005 году. Я с ним прожила 45 счастливых лет, он работал в колхозе кузнецом. Это была большая утрата для нашей семьи. Его отец, Александр Петрович Сиволапов, 1899 г.р. (мой свёкор) прошёл всю войну, к счастью, остался жив и пришёл домой.
Каждый человек должен оставить свой след в жизни. Таким следом являются наши сыновья: Александр, 1962 г.р., и Алексей, 1968 г.р., бывшие механизаторы колхоза «Победа пахаря», и неплохие! Их портреты неоднократно публиковались в районной газете. К моему счастью, они живут в Кекине со своими семьями, на своей земле. По состоянию своего здоровья я нуждаюсь в их уходе и помощи. То, что я отдала им за долгие годы жизни, мои добрые сыновья и невестки (снохи) Ира и Лена возвращают мне сполна. Они подарили мне четверых прекрасных внуков и пока троих правнуков. Все внуки, получив высшее образование, живут и работают в Нижнем Новгороде. Все они оделяют меня теплом и заботой. Я их всех очень люблю. Фотокарточки их прадеда, погибшего на войне, их прабабушки Нюры висят на стене, они знают их историю и чтут их память.
Все мои родные 8 марта соберутся в родительском доме за праздничным столом. Ну какое ещё счастье нужно, кроме того, как видеть и слышать их?
Война не ушла от нас далеко. Почти в каждом доме в Кекине живут дети, внуки и правнуки погибших и умерших после войны солдат, которые победили врага! И что бы Запад ни делал, как бы ни кормил нас санкциями, наша страна живёт и развивается, играют свадьбы, рождаются дети. Нет такой силы, которая бы пересилила русскую силу! Так нам завещали наши отцы и деды!
Вечная память всем погибшим воинам, а их жёнам и всем труженикам тыла — низкий поклон! Вы все навечно будете в памяти народной!
Таисия Ивановна СИВОЛАПОВА, бывшая заведующая Кекинской сельской библиотекой, ветеран труда, фото из личного архива автора
Подготовил к публикации Виктор КУЗНЕЦОВ, Воротынец-Кекино-Воротынец